Особое внимание вызывают глубокое уважение и точность, с которой родные и близкие умершего придерживаются исламских обычаев и правил Шариата во время прощания и захоронения. Этот процесс начинается с моментов, предшествующих смерти, и продолжается на протяжении года после похорон. Семья усердно следует ритуалам, которые могут казаться необычными для посторонних, но несут в себе особую значимость для мусульман. Каждый шаг и каждый акт в этом процессе имеют важное значение.
Содержание:
- Подготовка к похоронам по исламским традициям
- Омовение
- Ритуал окутывания в саван (кафан)
- Дафн
- Установка памятника
- Организация мусульманских похорон агентством «ГС-Ритуал»
Подготовка к похоронам по исламским традициям
Коран наставляет мусульман готовиться к смерти в течение всей жизни, чтобы с достоинством принять это неотвратимое испытание. По мере приближения к концу земного пути начинается осуществление специфических ритуалов, предписанных Шариатом. В первую очередь приглашают имама для чтения молитвы “Калимат-шахадат” над умирающим. Соблюдение следующих обрядов является обязательным:
- Умирающего помещают так, чтобы его лицо было обращено в сторону Мекки, символизируя его духовный путь к святыне.
- Умирающему предлагают воду, чтобы утолить жажду, а в некоторых случаях – глоток гранатового сока или Зам-Зама (священной воды).
- Избегают громких проявлений горя, чтобы умирающий мог спокойно сосредоточиться на своем последнем путешествии, не отвлекаясь на земные заботы. Поэтому женщины, склонные к сильным эмоциональным проявлениям, могут быть отстранены от ложа умирающего или даже выведены из дома.
- Сразу после смерти тело усопшего тщательно готовят к захоронению: закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, подвязывают подбородок и накрывают тело тканью, на живот кладут тяжелый предмет.
- Захоронение по исламским обычаям должно производиться как можно скорее, желательно в день смерти. Тело обычно не перевозят в морг, а немедленно готовят к погребению.
Омовение
Чистота играет ключевую роль в исламских обрядах, особенно при процедурах, связанных с кончиной. В исламе принято, что для достижения духовной чистоты и подготовки души к встрече с Аллахом необходимо соблюдать ритуалы очищения. Тахарат означает физическое очищение усопшего, в то время как Гусуль символизирует глубокое, ритуальное обмывание.
Ритуалы омовения и обмывания проводит Гассал, чаще всего это старший член семьи или близкий родственник. Существует половое разделение в этих ритуалах: женщины омывают умерших женщин, а мужчины — мужчин, хотя существует исключение, когда жена может омыть тело своего умершего супруга. Минимум трое других человек помогают Гассалу в проведении этих ритуалов. Если вода недоступна, используется альтернативный ритуал Таяммум, который включает очищение с использованием песка или земли.
Тахарат обычно проводится в специальном помещении на кладбище или возле мечети, где перед началом ритуала зажигают благовония для очищения пространства. Гассал перед началом процедур моет руки трижды и надевает перчатки. Тело покойного прикрывается тканью, после чего начинаются процедуры очищения. Гусуль включает троекратное омывание: сначала водой с кедровым порошком, затем камфорой и, в конце, чистой водой. Каждая часть тела обмывается и аккуратно вытирается, при этом голову и бороду моют с использованием мыла.
Ритуал окутывания в саван (кафан)
Согласно исламской традиции, усопших захоранивают босиком, в простой одежде (камисе), завернутых в полотняные ткани. Умерших мусульман, пользовавшихся уважением и не имевших долгов, зачастую окутывают в более качественные ткани, при этом использование шелка для мужчин запрещено даже во время жизни.
Мужской саван включает в себя рубаху, отрез ткани для заворачивания нижней части тела и большой кусок ткани для окутывания всего тела, включая голову.
Женский саван состоит из короткой рубахи, ткани для нижней части тела, большого отреза ткани для окутывания всего тела, а также отдельных кусков для покрытия волос и груди. Для новорожденных и малышей используется один большой кусок ткани. В процессе окутывания умершего в саван участвуют его ближайшие родственники, обычно те же, кто помогал в ритуалах омовения.
Дафн
Захоронение в исламе осуществляется исключительно на кладбище, при этом кремирование считается неприемлемым и ассоциируется с адским наказанием. По учениям ислама, кремирование близкого равнозначно отправлению его души в вечные страдания. Во время погребения тело усопшего располагают в могиле так, чтобы ноги были направлены вперед, а над телами женщин растягивают покрывало для сохранения скромности и уединения. Имам, произнося молитвы, бросает в могилу землю, после чего происходит окончательное захоронение с поливкой водой и засыпанием землей. По завершению обряда все присутствующие покидают место, за исключением одного человека, который продолжает молиться за душу усопшего. Для защиты могилы от раскопок дикими животными применяют жженый кирпич, который также отгоняет зверей.
Захоронение мусульман происходит без использования гроба, вместо этого применяются специальные носилки (тобут). При переносе тела к могиле имам читает джаназу, ключевую молитву в исламе, без которой захоронение считается неполным.
После захоронения не проводят праздничных мероприятий. В течение первых трех дней семья усопшего посвящает время молитвам и сокращает бытовые заботы. Поминовения устраивают на 3, 7, 40 дни после смерти и через год. В течение 40 дней в доме усопшего не должна играть музыка, а также не приветствуются изысканные трапезы и обильные угощения. Вместо этого важно оказывать моральную и материальную поддержку семье умершего. Поминальный обед должен быть простым и проводиться в узком кругу близких.
Поминки в исламе сосредоточены на поминовении умершего и молитве за его душу, а также на укреплении семейных связей. Употребление алкоголя на поминках строго запрещено.
Установка памятника
После завершения процедуры захоронения на могильном месте обычно устанавливают указатель, который содержит информацию об усопшем. Этот маркер служит временной заменой, пока не будет установлено постоянное надгробие. Обычно через год после захоронения происходит установка памятника из натурального камня, который выбирают с учетом его долговечности и качества.
Согласно исламским традициям, дизайн памятника должен быть скромным. Это делается для того, чтобы подчеркнуть серьезность и сакральность места захоронения мусульманина. По традиции, лицевая сторона памятника ориентирована в направлении к Мекке, что является важным элементом в выражении религиозного уважения к усопшему.
Что касается украшений на надгробиях, исламские традиции предпочитают минимализм. Однако допускается использование определенных элементов для украшения, таких как гравировки изображений мечетей, классических арабских узоров или выбранных цитат из Корана, которые придают памятнику особую значимость и красоту.
В то же время, на некоторых кладбищах в России можно встретить мусульманские могильные памятники с портретами усопших. Это отражает местные традиции и обычаи, которые сочетаются с религиозными предписаниями. Хотя такой подход может вызывать дискуссии и религиозные возражения, многие имамы подходят к этому вопросу с пониманием, учитывая влияние местных культурных особенностей.
Организация мусульманских похорон агентством «ГС-Ритуал»
За многие годы своей работы "ГС-Ритуал" зарекомендовала себя как надежный провайдер услуг в сфере организации церемоний памяти. Наша команда – это группа опытнейших профессионалов, которые обладают необходимыми навыками для быстрого и качественного выполнения задач. В случае трагического события в вашей жизни мы готовы предоставить комплексную поддержку, занимаясь всеми аспектами организации прощальных мероприятий. Наша задача – гарантировать, что похоронные обряды мусульман выполняются в полном соответствии с нормами Шариата.
Если вам требуется помощь в подготовке к похоронам по исламским традициям, пожалуйста, свяжитесь с нашими консультантами. Мы готовы ответить на все интересующие вопросы и обеспечить всем необходимым для проведения церемонии.