Литургия – это центральное христианское богослужение, где происходит главное таинство – Евхаристия: верующие приобщаются к Телу и Крови Христа через прием хлеба и вина. Перед началом службы прихожане оставляют записки о живых и ушедших в мир иной. Этот обычай широко известен за пределами церковных кругов, но его сущностный смысл часто остается непонятым. Основная идея заключается в возможности верующих помнить своих близких и друзей во время богослужения, а записки являются одним из способов для этого.
Служба начинается с чтения Часов – краткого богослужебного обряда, отражающего разные моменты дня (с 6 утра до 6 вечера). В это время чтец и прихожане молятся, а священник проводит проскомидию – первую часть Литургии, включающую три составляющих: Проскомидию, Литургию оглашенных и Литургию верных.
Проскомидия – это этап подготовки к Литургии. Здесь готовятся Хлеб и Вино, которые затем по молитвам священника превращаются в Тело и Кровь Христа. "И, взяв хлеб и благодарив, преломил и дал им, говоря: 'Это Тело Мое, которое предается за вас; сделайте это в Мою память'" (Лк 22:19). Так устанавливается Таинство Евхаристии, во время которого верующие через прием хлеба и вина причащаются Телу и Крови Спасителя, становясь едиными с Ним. Участие в этом таинстве – неотъемлемое условие для каждого христианина. Также читаются молитвы за живых и умерших (тех, кто упомянут в записках). Частицы просфоры, символизирующие членов Церкви, извлекаются из хлеба, который используется для Таинства. Просфора, выпекаемая из квасного пшеничного хлеба, должна состоять из двух частей, представляющих две природы в Иисусе Христе – человеческую и божественную. Вино (красное, без добавок) смешивается с водой, символизируя кровь и воду, вытекшие из раны Спасителя на Кресте. Просфора используется в пяти частях, в память о чуде насыщения пятью хлебами, совершенным Христом. Первая просфора называется Агничной.
После прочтения определенных молитв перед Закрытыми Вратами и одевания священных одежд священник на них чертит копией изображение креста, вырезает середину (Агнец) и помещает на дискос (круглое блюдо). После этого священник делает разрез Агнца с нижней стороны и протыкает его с правой стороны копией. Вино смешивается с водой. Вторая просфора называется Богородичной, так как из нее вынимается частица в честь Пресвятой Богородицы.
Третья просфора посвящена Иоанну Крестителю, пророкам, апостолам, мученикам и всем, кто угодил Богу. Из четвертой и пятой просфор извлекаются частицы за живых и мертвых. Эти частицы размещаются на дискосе рядом с Агнцем. Священник ставит на дискос звездицу, покрывает его и чашу покровами, а затем всё вместе большим покровом (воздухом). Незадолго до окончания чтения Часов священник выходит из алтаря с кадилом для каждения храма. Каждение является неотъемлемой частью богослужения и выражает, во-первых, Божественную любовь, изливающуюся на весь род человеческий, а во-вторых, благодать Святого Духа, который таинственно освящает и утешает всех, а также способствует тому, чтобы молящиеся могли возносить свои молитвы к Престолу Всевышнего.
Часы прочитаны, и начинается Литургия оглашенных. Эта Литургия получила свое название потому, что на ней могли присутствовать не только члены Церкви, но и те, кто только готовился к Крещению. С благословения иерея дьякон с амвона объявляет начало службы. Священник громким голосом прославляет Святую Троицу, хор то левым, то правым хором (антифонно) поет псалмы, затем произносится Великая ектения (прощение у Бога милости и благословения). По окончании пения священник вместе с дьяконом, у которого в руках напрестольное Евангелие, выходят на амвон. Символическими действиями дьякон напоминает верующим, что они сейчас услышат святое Евангелие и должны стоять прямо (о чем напоминает возглас – "Премудрость, прости (прямо)). Так происходит Малый вход, который обозначает выход Иисуса Христа на проповедь – каждый обрядовый обряд в Церкви имеет глубокий символический смысл. После чтения Апостола и Евангелия совершается сугубая ектения, это вторая возможность помолиться за тех, кто нам дорог. Затем следует ектения об оглашенных, и в древности после этого все некрещенные удалялись из храмов. В настоящее время эта традиция не соблюдается.
Начинается Литургия верных. Дары с жертвенника переносятся на престол. Священник втайне молится, чтобы Господь сделал его достойным совершать это великое Таинство. В это время хор исполняет песнопение, известное как Херувимская песнь. Затем священник, неся перед собой Святую Чашу, вместе с дьяконом выходит на амвон и произносит молитву о Патриархе, епископах и всех православных. После этого они совершают Великий вход в алтарь.
Во время христианской молитвы призывается любить Святую Троицу, и верующие воспевают «Символ веры», который напоминает о надежде и уповании Церкви. Затем следует «Святое Возношение», во время которого верующие проявляют поклонение и благодарность Господу за Его милость и благосклонность. В тайной молитве священник умоляет Бога послать Святого Духа на прихожан и на принесенные жертвы. Они молятся о том, чтобы верующие укрепились в добре, а Бог услышал их мольбы. После этого следует просительная ектения и общая молитва «Отче наш».
Диакон одевает орарь, затем звучит «Вонмем», и завеса Царских Врат открывается, напоминая о камне, который отвалился от Гроба Господнего. Священник, держа Святого Агнца, произносит слова «Святая — святым». В ответ верующие отвечают: «Един свят, един Господь, Иисус Христос, во славу Бога Отца», тем самым признавая свое недостоинство.
Прежде всего причащаются священнослужители. Священник разламывает Агнца на четыре части, помещая часть с надписью «IC» в чашу и заливая туда горячую воду. Остальные части с надписями «ХС», «NI» и «КА» предназначены для причащения мирян.
Во время причащения священников звучит Запричастный канон. После этого открываются Царские Врата. Священник выходит с Чашей, произносит особую молитву, и причащающиеся подходят, складывая руки на груди и называя свое имя. После причащения верующим дают запивку — вино, смешанное с горячей водой, чтобы очистить рот от частичек Святых Даров. Священник ставит чашу в алтарь, опускает туда частицы из принесенных просфор, моля Бога о прощении грехов всех, кого поминали на Литургии. Это последний момент, когда можно помолиться за близких и братьев и сестер по вере. Служба завершается, и верующие подходят и целуют крест в руках священника. После этого важно сохранять благоговение и помнить о Боге.
Помощь в заказе литургии «ГС-Ритуал»
Организация и проведение религиозных обрядов является важной частью жизни многих людей, и заказ литургии — один из ключевых моментов при организации торжественных церемоний. «ГС-Ритуал» предлагает широкий спектр услуг и помощь в проведении различных религиозных церемоний, включая литургию.
Наша компания предоставляет возможность заказать литургию, адаптированную под индивидуальные предпочтения и потребности клиента. Мы учитываем особенности и традиции различных конфессий, чтобы обеспечить наиболее комфортное и значимое проведение религиозной церемонии.
«ГС-Ритуал» ценит уникальность каждого клиента и гарантирует индивидуальный подход к организации каждой церемонии. Мы стремимся создать атмосферу взаимопонимания и уважения к религиозным убеждениям каждого человека, чтобы обеспечить проведение литургии, соответствующей их потребностям.
Обращайтесь в «ГС-Ритуал», чтобы получить качественную помощь в заказе литургии и организации других религиозных мероприятий. Наша команда готова сделать ваше мероприятие особенным и запоминающимся. Для получения подробной информации звоните по номеру 8 (495) 152-05-45.